Я счел нужным добавить некоторые автобиографические данные, чтобы напомнить потомкам, кто я, откуда и когда я родился.
Г. Алкадари
В понятие родина мы вкладываем отечество, родную страну, место нашего рождения, происхождение. Гасан родился в аварском ауле Балахани. Его родичи попали сюда волею судеб с лезгинских плоскогорий. И все балаханийцы автоматически стали его родичами. Здесь Гасан прожил первые четыре года своей жизни. Люди этих суровых гор отныне и навсегда стали его кровными земляками.
Свои автобиографические заметки Алкадари располагает в двух своих произведениях: в «Асари-Дагестан» и неизданной при его жизни книге «Диван ал-Мамнун». Кратко в первом произведении, и подробно – во втором. Так, в конце «Асари -Дагестан» автор поместил заметки об ученых-преподавателях. Заметки не носят автобиографического характера, касаются чисто интеллектуальной части каждой личности. А завершает его рассказ автобиография, поскольку он сам тоже является педагогом.
Автобиография довольно поучительна. Гасан себя нарекает нарочито, традиционно уничижительно «несчастным собирателей этих сведений, прозябающим в углу сада просвещенных ученых, подобно бесплодному кривому дереву…» Упоминает своих родителей, не забывает напомнить, откуда родом мать, называет год, месяц и день своего рождения, отмечает продолжительность своей учебы, называет главных своих учителей, рассказывает о своей трудовой деятельности, перечисляет свои литературные и другие произведения.
История и все прошедшее знаково. Случайностей не бывает. Малолетняя Афисат, достойная ученица своего отца-учителя Магомеда ал-Яраги, сама учит чему –то учеников отца, двух будущих имамов-Гази-Магомеда и Шамиля, первый из которых позже становится её мужем, и алкадарца Абдуллаха, за которого ей суждено будет выйти замуж после гибели Гази-Магомеда.
В декабре 1893 года она становится женой Абдуллаха. А 15 октября 1834 года у неё появляется на свет мальчик, нареченный Гасаном . Внука благословил молитвой и прикосновением его святой дед Магомед-эфенди ал-Яраги. Это был последний внук, которого ему довелось видеть.
В этом же году родители Гасана возвращаются в Алкадар, где уже к осени 1839 года Абдуллах –эфенди основал школу, которая оказалось на ступень выше медресе: здесь обучали морфологии и синтаксису арабского языка, логике и метрике, риторике, математике и другим дисциплинам. 9 лет учился Гасан в школе отца. Здесь же Гасан обучался персидскому языку у своего соученика Абдуллаха из Агдаша.
Рос Гасан быстро. С трехлетнего возраста отец начал учить его грамоте, а уже к десяти годам Гасан писал стихи, знал наизусть многие суры Корана. Весь 1848 год он проучился в Яраге у своего дяди по матери Исмаила-эфенди. Восемь месяцев он учился в Ахтах у знаменитого Мирза – Али –эфенди, «который усвоил все знания и науки … у ученых, был истинным ученым и искусным поэтом» Гасан выучился у почтенного эфенди философий и астрономии, основам арабской, тюркской и персидской поэзии.
В 1856 году волею обстоятельств Гасан становится секретарем Кюринского Юсуфа-хана и учителем его детей.
В 1857 году в возрасте сорока шести лет умерла мать Гасана Афисат.
В августе 1859 года Гасан присутствовал вместе с Юсуф- ханом при пленении имама Шамиля. Забегая вперед, можно здесь добавить слова автора книги «Асари- Дагестан», стало быть, Гасана Алкадари: «Сама сдача Шамиля и подчинении России, при вполне соответствовавших условиях, было ещё одним доказательством его героизма. » В том же году осенью Гасан пребывает в Тифлисе в качестве сопровождающего своего ханского начальника.
В ноябре в жизни Гасана произошло торжественное событие: в с. Верхний Яраг он женился на Салихат .
На этот же год приходится и первое его рукописное сочинение,
« ответ на вопросы малла Аййуба из Кумука по вопросам логики и «логической классификации наук».
Летом 1862 с упразднением в Кюре ханского правления здесь было открыто русское управление, и Гасан-эфенди назначается сначала секретарём, а затем (до 1866 года)членом дивана (окружного суда) в Касумкенте.
В этом же 1862 году Гасан потерял ещё одного из самых дорогих ему людей. Умер его отец Абдуллах-эфенди, преподававший в Алкадаре 23 года.
С 1866 года Гасан в течение 12 лет наиб (глава администрации) Южного Табасарана с резиденцией в с. Нижний Ярак.
Будучи наибом, написал много официальных писем, распоряжений, предложений, пожеланий, и напоминал всегда и себе, и адресатам, «чтобы все было сделано по справедливости».
В апреле 1871 года Гасан пишет «Ал-Каво Ал-Джами ва мушкилат Мухаммадали», ответы на вопросы Мухаммадали из Чоха по проблемам, земельного права, завещаний, «практической» астрономии.
1875 год. Он также знаменателен в биографии Алкадари. В том году в первой демократической газете, Азербайджана « Экинчи» (« Пахарь») , издаваемой просветителем Г.Б. Зардаби, опубликовано первое печатаное произведение Алкадари-стихотворное послание газете.
В 1877 году половину Дагестана охватило восстание против русских войск. Заподозренный в соучастии в нем, Гасан в том же году был арестован и пребывал в Дербентской тюрьме больше семи месяцев.
А 20 марта 1879 года по тому же обвинению был отправлен в ссылку в Тамбовскую губернию, куда в1880 году прибыла и его жена с пятью несовершеннолетними детьми, в том числе в возрасте 2-х, 5-ти, и 7-ми лет.
Исторические факты и последующие сообщения его сына Али Гасанова говорят о том, что он оказался вовлеченным в восстание общим огнем возмущения крестьян. И не меньшую роль сыграло и то, что зять Гасана Шихбаба (муж сестры) являлся одним из руководителей восстания.
Годы, прошедшие в ссылке, не прошли даром. Здесь он много читал, занимался наукой и литературной деятельностью, хорошо выучил русский язык, внедрился в мир русской культуры..
28 июня 1883 года Гасан Алкадари вместе с семьей возвратился из ссылки с короткой остановкой в Астрахани в Дагестан, в Алкадар , где в течение 27 лет, до конца жизни, преподавал в медресе и светской школе.
А вот и изложение в хронологическом порядке дальнейшей литературно-публицистической деятельности дагестанского ученого и преподавателя, писателя, поэта, философа, историографа, общественного человека и просветителя.
28 августа 1890 года: завершает работу над рукописью исторической книги «Асари -Дагестан»- первой многообъёмной истории Дагестана.
1891 год: отвечает в письменной форме группе дагестанским ученым по вопросам права, этики, обрядности.
1897 год: пишет свою знаменитую касыду о политических событиях в мире;
1903 год: в Баку на азербайджанском языке издается «Асари-Дагестан»;
1907 год: в Стамбуле выходит в свет его труд «Тахмис», поэма с оригинальной формой стихотворения;
28 января 1908 года Гасан –эфенди написал собственноручное завещание; В 1909 году пишет касыду по случаю 50-летней годовщины взятия Гуниба.
Уже после смерти Алкадари в Темир-Хан- Шуре изданы на арабском языке его произведения:
1912 год: «Джираб ал — Мамнун», 1913 год: «Диван ал -Мамнун», в 1929 году в Махачкале был издан русский перевод книги «Асари -Дагестан»
Рассказывают, что в день своего семидесятилетия Гасан–эфенди сожалел в обществе своих близких, друзей, учеников о том, что не сумел сделать для народа многое из того, к чему стремился.
Что ж, Аллах лучше знает.
Гусейнов Г. И., директор музея Гасана-эфенди Алкадарского