Четверг , 16 января 2025
Строка новостей

Заметки на полях «Асари–Дагестан»

Из наличия многих народов и языков и из общего признания историков очевидно и несомненно, что население Дагестана составлялось из потомков групп и вероисповеданий и потомков многих народностей

Гасан Алкадари

В знаменитой исторической хронике «Асари- Дагестан» Гасан-эфенди Алкадари впервые изложена история народов Дагестана на протяжении многих веков. Она написана на азербайджанском языке в 1890 году, а впервые была издана в городе Баку в 1903 году.

В 1929 году вышла в свет на русском языке в переводе его сына Али Гасанова, а в 1994 году — к 160-летнему юбилею родоначальника дагестанской историографии. В 2009 году накануне открытия музея Гасан-эфенди Алкадарского переиздана в г. Махачкале.

Сочинение написано с привлечением разных материалов, в том числе устного этнографического, а также археологического, арабского, персидских, тюркских, древнегреческих, русских источников.

Книга разделана на 12 глав не равнозначных по объёму и заключение. Название всех глав связаны с нашествием в Дагестан иноземных захватчиков, т.е хронология истории края освещается непосредственно в связи с прямым и косвенным отношениями Дагестана с внешними силами. Этим самым автор подчеркивает, какую огромную роль в истории родного края, раздробленного, не имеющего государственной самостоятельности, сыграл внешний фактор.

Труд начинается со вступления, где описывается географическое положение Дагестана, стратегическое расположение которого сыграло далеко не однозначную роль. Здесь автор останавливается на территориальном, национальном и административном делении и численности населения.

Большой интерес для читателя представляют некоторые актуальные вопросы и сейчас, по происшествии более века после выхода в свет этого исторического труда не нашедшие своего разрешения.

По Алкадари, несомненно, «предки здешних мусульман произошли от смешения и скрещивания групп, живших здесь издревле до прихода ислама, с арабами, пришедшими с исламом, и с другими… Автор находится на правильном пути, связывая происхождение горских народов с религиозными вероисповедениями.

В своих заметках в книге «Асари Дагестан» я неоднократно возвращаюсь к своеобразию и неповторимости исторического метода Алкадари. Он стремится осветить дагестанскую историю не полностью, а выборочно. Личная позиция автора или историографа в таких случаях играет важную, если не главную, роль.

Исторические деятели, правители, ханы показаны крупным планом. Они все решают, их действия судьбоносны для простонародья. Иноземные военные деятели, отложившиеся в нашем сознании как варвары, несущие горе, разрушение смерть, весьма противоречивы.

Автор помещает на страницах своей книги ту информацию, которая представляет для него интерес, а через нее он надеется выйти на читателя. Такая, к примеру, когда « Тимур–шах, как бы жестоко ни карал сопротивлявшихся и воевавших с ним, однако он не отказывался в должном справедливости и снисходительности покорному и послушному населению».

Чтобы как-то умилостивить и другого «кунака» Дагестана- персидского шаха Аббаса, изощрённого в жестокостях тирана, также изрядно «прогулявшегося « по нашему краю, автор выделяет его положительные качества « покровителя искусств, друга ученых».

Все завоеватели похожи в общих чертах друг на друга, и «добродетель» их ограничена нормами, прерывающимися «неотложными» обстоятельствами, стратегическими интересами. Вот в походе русского царя Петра 1 на Дагестан войскам руссов преградило путь общество земель Эндери, с ними русские расправились жестоко.

На протяжении многих веков в своей истории Дагестан переходил от одной державы к другой. То к Турции, то к Персии. Пока, наконец, после так называемого Гюлистанского мира 1912 году Дагестан окончательно отошёл к России.

Автор часто переходит в изложении событий от сухих фактов до личных чувств. Это придает изложению характер свободной беседы с читателем, и порою кажется, что излагается не фактическая история, а повествуются занимательные исторические рассказы.

Историк имеет право сопоставлять: прошлое с настоящим, один фактор с другим, другое историческое событие с третьим. Такое сопоставление привело Алкадари, сейчас и нас к выводу: иноземные враги принесли Дагестану колоссальный урок. Одно описание этих жестокостей, нашествий, экспансий говорит об отрицательном отношении автора к большинству деяний внешних сил Дагестана. А завоевание Дагестана Россией, хотя и было актом агрессии, однако всё-таки, по твёрдому убеждению историка, имело объективно положительное значение.

«Асари-Дагестан» можно назвать не только исторической хроникой, но и своего рода художественным произведением, включающим короткие тексты.

Гасан Алкадари, как сам признаётся, даёт историю, «как управлялся Дагестан», ибо своей целостности, политической и государственной самостоятельности в тех пределах, в которых мы знаем нашу горную родину, не имел никогда.

Раздробленные географически и политически на мелкие земли, ханства, дагестанцы испытывали на себе бесконечные раздоры, интриги борьбу за власть, контроль над отдельными землями. Это отнимало много сил, так необходимых для созидания.

Прибавим сюда внешние факторы. В результате Дагестан ещё дольше отдалялся от возможности образовать независимые государство.

Однако повторяющееся, а значит, переходящее в закономерность обстоятельство заставляет задуматься и приступить к очередным выводам.

Как только здесь утверждались русские ( до «окончательного оседания» в горном крае каждый их приход завершался скорым отходом ), худо — бедно, но утверждался мир и порядок, междоусобицы прекращались, «начала водворятся тишина, которая составляет необходимое условие»…. для созидания. Прекращались абрековские набеги. И это за короткое время нахождения здесь русских экспедиционных корпусов.

Гусейнов Г. И., директор музея Гасана эфенди Алкадарского