Пятница , 1 марта 2024
Строка новостей

О приходе Ислама в село Кара-Кюре

Мечеть Кара-Кюре – старейшая в Дагестане после дербентской Джума-мечети. Само расположение этого древнего селения на берегу р. Самур, на пересечении торговых путей из Дербента и Северного Азербайджана в Южный Дагестан, не могло не оказать благотворного влияния на его развитие и связи с ближневосточным миром. Старожилы Каракюре рассказывают, что первоначально на этой земле было семь армянских, т. е. христианских, селений. С приходом арабских завоевателей в этой местности началось распространение ислама», — отмечено в одной из статей покойного Амри Шихсаидова.

Хронологически, строительство мечети выпало на период существования царства Лакз. После гибели последнего доисламского правителя Лакза, ал-Балазури указывает, что в 737/740 г.(источники называют разные даты) халифский полководец Марван ибн Мухаммад передал царствование Лакзом мусульманину Хашраму ас-Сулами. По мнению историков, самурская долина в значительной части могла входить в состав Лакза, а значит мечеть была построена при династии ас-Сулами.

Предания об исламизации села Кара-Кюре гласят следующее:

«Для облегчения этого процесса все семь маленьких селений были объединены, и таким образом сложился один крупный населенный пункт – Каракюре. После ухода арабов на родину, продолжает предание, в селении остался только один из них, по имени Шам Шариф*, следивший за тем, чтобы жители сохраняли верность новой религии», — приводится в статье Амри Рзаевича.

«Шам» — это название региона Сирии и Палестины, а «Шариф» означает «высокородный» или «благородный», традиционно используемое слово в качестве титула потомков семьи пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Проверьте также

Мирза-Али Ахтынский о поэте Саиде Кочхюрском и загадка жизни поэта

Дочь коменданта Ахтынской крепости Нина Рот, пересказывая в мемуарах свой разговор с Мирзой-Али Ахтынским, приводит …