В книге Гусейнова Гусейна Имамовича внучатого племянника мыслителя, жителя знаменитого селения Алкадар, дается документальный портрет выдающегося дагестанского историографа, педагога, поэта, философа, общественного деятеля, внука шейха Магомеда Ярагского – Мирзе-Гасана-эфенди Алкадари.
Предлагаем читателям нашего сайта предисловие к данной книге, автором которого является сам Гусейн Гусейнов.
«Салам Алейкум, или здравствуй, мой дорогой читатель!
Эта книга — итог моего многолетнего труда; ибо по истории родного края, растянутой на два тысячелетия, нельзя пробежаться за короткое время.
Пожалуй, Г. Алкадари — один из самых известных как человек и гражданин и в то же время малознакомый рядовым дагестанцам как ученый. Его имя, как фольклор, переходит из поколения в поколение, от дедов и отцов к детям и внукам, из уст в уста. Однако конкретные дела и творения дагестанского алима почти не известны широкому кругу горцев.
Книга призвана обеспечить у читателей формирование целостного и системного представления о движении общественной мысли и просветительстве в Дагестане во второй половине XIX века через ознакомление с одним из ученых-корифеев той поры. Сделана попытка раскрыть историографический и художественный метод Алкадари. В то же время автор подробно останавливается на отдельных этапах жизни мыслителя, а также жизни и деятельности его предков, современников и потомков.
При подготовке книги мною учтены предложения, высказанные рядом ученых, исследователей общественной мысли Дагестана, использованы опыт практической педагогической работы, научные работы, статьи из периодической печати, высказывания современников, родственников ученого, а также рукописные тексты, хранящиеся в научных институтах и частных коллекциях.
Главная задача книги — дать читателю тот минимальный объем знаний о жизни и творчестве одного из крупнейших мыслителей Дагестана, связав его с историей родного края, его культурой. Такой комплексный подход поможет читателю полнее воспринять эволюцию национальной культуры и мысли в общем русле развития цивилизации, осмыслить развитие общественных отношений, различные подходы и воззрения, борьбу мнений, взглядов, точек зрения, даст возможность по-новому рассмотреть исторические процессы, морально-нравственные требования времени. Мною исследованы страницы биографии ученого и просветителя, систематизированы собранные данные, дополненные новыми сведениями.
Вторая половина XIX века в Дагестане отличается от других времен бурным всплеском просветительства. Многогранна и плодотворна деятельность крупнейшего дагестанского мыслителя той поры Гасана Алкадари. Его жизненный путь — одна из составных частей духовной культуры народов Дагестана. Уже издан десяток работ, посвященных этому ученому, в сборниках научных трудов под названием «Историко-литературное наследие Гасана Алкадари» и «Поэт, просветитель, ученый». Начат, но, к сожалению, приостановлен перевод с арабского на лезгинский язык поэтического труда «Диван ал-Мамнун». Эта книга, написанная на арабском языке, а также и другие — «Джираб ал-Мамнун» и «Тахмис», продолжают оставаться недоступными для массового читателя. Повторно изданный русский перевод «Асари-Дагестана» (1994, 2009) — большое явление в интеллектуальной жизни Дагестана, но эта книга не отражает наиболее полно всей деятельности Алкадари.
А между тем интерес к этому ученому растет. Историческое событие планетарного масштаба — открытие музея Гасана Алкадари на его родине в селении Алкадар Сулейман-Стальского района Республики Дагестан. Музей дал толчок началу широкого профессионального исследования жизни и деятельности как этого ученого, так и его близких родственников, чьи имена известны далеко за пределами Дагестана.
В ходе научных поисков, исследований этапов развития национальной культуры народов Дагестана открываются новые, неизвестные нам страницы истории культуры и просветительства. Исследуя деятельность, скажем, ученого второй половины XIX века, мы яснее представляем себе проблемы и заботы, которые волновали умы человечества в ту пору. Крупным планом видится состояние общественного сознания определенного народа. Отсюда и открываются все формы связей истории и культуры отдельного этноса с мировой цивилизацией, с общими процессами, текущими в мире. Вскрываются причины отсталости экономики, общественно-политических отношений, других форм жизнедеятельности.
Пожалуй, ни на каком другом дагестанском ученом второй половины XIX — начала XX века нельзя выверить эпоху в такой мере, как на деятельности Гасана Алкадарского. Ученый, педагог, поэт, философ, общественный деятель, политик, человек. Общественно-политическая, научная, просветительская, литературная, историографическая, публицистическая и педагогическая жизнь Дагестана последней четверти XIX и первого десятилетия XX века не представляется без этого разносторонне развитого человека.
Активный политический деятель компромиссного плана, умеренный религиозный авторитет, пламенный сторонник пророссийского развития Дагестана, приверженец идей имама Шамиля, последний арабоязычный поэт Страны гор, разорвавший каноны арабской классической поэзии, верующий, почитатель и блистательный знаток Корана и других мусульманских письменных источников и ревизирующий некоторые положения ислама, автор первого, наиболее полного исторического труда по истории Дагестана со времен распространения здесь мусульманской религии до последней четверти XIX века, педагог, один из основателей дагестанской светской школы, три последних десятилетия своей жизни отдавший обучению детей и неграмотных взрослых сначала в медресе, а затем и в светской школе, открытой им самим, страстный пропагандист распространения знаний в массах, тонкий знаток мусульманской и гражданской юриспруденции, верный, честный служащий царской администрации и осуждающий ее за беззакония и жестокости к простому, обманутому обстоятельствами люду, взлелеянный русской властью и ею же осужденный на длительную ссылку, имеющий много друзей из числа писателей, ученых, общественных деятелей, власть предержащих, а также простолюдинов. Таков последовательный и противоречивый, могучий мыслитель горной страны, отразивший в своей жизни и трудах свою эпоху и в то же время шагавший впереди своего времени.
Этот обаятельный, мудрый и сдержанный человек был известен простому люду не по его печатным и рукописным произведениям, а изустно. Он являлся советчиком и наставником как бедных, так и богатых. Во всех уголках Дагестана почитался как человек, никогда не подчеркивающий своей национальной принадлежности. За сдержанностью в быту и остальной жизни, за внешней суховатостью скрывалось большое чувство и горячее сердце. И сам он считал, что жизнь к нему благосклонна, и, может быть, поэтому взял себе псевдоним Мамнун, что по-арабски означает «облагодетельствованный».
Благодарю всех, кто оказал мне помощь и поддержку в собирании материала для создания книги».