Среда , 31 мая 2023

Морально-этические взгляды Гасана Алкадари

В современных условиях небывалого обострения международных и межгосударственных отношений чрезвычайно важно безотлагательное и своевременное решение вопросов образования, духовно-нравственного и прежде всего патриотического воспитания подрастающего поколения. В указе Президента России Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (пункт 5а, абзац 2) отмечено: «Правительству при разработке национального проекта в сфере образования необходимо обеспечить: воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».

Российская Федерация представляет сложную этническую структуру, состоящую из более 180 этносов и этнических групп. Более 40 коренных этносов, носителей около 30 родных языков проживают в Республике Дагестан. В стране и городах республики невозможно найти ни одной общеобразовательной школы или вуза, в которых бы не учились дети разных национальностей.

Выпускники общеобразовательных школ, продолжая образование в вузе, приступают к профессиональной и учебной деятельности, которые определяются не только выполнением своих обязанностей, но и взаимодействием с членами коллектива, социальным окружением и образом их жизни. Поэтому молодежь, обучающаяся в полиэтничном регионе, должна достойно представлять свой народ в процессе обучения и будущей трудовой деятельности и для этого необходимо овладеть элементарной культурой в межличностных, межэтнических и межнациональных отношениях. Освоение, понимание и принятие менталитета рядом проживающих народов – важное требование времени.

Вопрос в том, чему уподобиться, равняться,  откуда «черпать» морально-этические и духовно-нравственные ценности, веками присущие тому или иному народу, в данном случае народам Дагестана? Народы Дагестана располагают целой плеядой ученых просветителей, мыслителей, создавших значительные труды по проблемам народного просвещения, образования и воспитания, посвятивших всю свою сознательную жизнь формированию морально-этического облика подрастающих поколений. Не останавливаясь на колоссальном вкладе дагестанских ученых Х1Х, ХХ веков, о чем можно писать многотомные монографии, отметим лишь имена мыслителей, вошедших в энциклопедии арабмусульманского востока. Как отмечают ученые-исследователи Д.М. Алхасова и М.А. в свей статье «О жизни и деятельности дагестанских ученых в странах арабомусульманского востока» один только «Дербент дал исламской культуре таких выдающихся учёных и религиозных деятелей, как Йусуф б. ал-Хусайн б. Дауд Абу Йакуб ал-Баби ал-Лакзи (ум. до 1089–90 г.) — автора хроники «Дербент наме» (протографа одноимённого сочинения XVII в. Мухаммада Аваби ал-Акташи), а также его ученика, крупного мусульманского теолога Абу Бакра Мухаммада ад-Дарбанди (ум. в пер. пол. XII в.) – автора уникального словаря суфийских терминов «Райхāн ал-хакā’ик ва бустāн ад-дакā’ик», составленного им за пределами Дагестана в 1098–99 гг.». В книгах профессора  Абдуллаева М.А. «Мыслители народов Дагестана XIX и начала XX вв». — Махачкала, 1963; «Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана». Махачкала, 1993; «Мыслители Дагестана (досоветский период)». — Махачкала, 2007 и другие довольно подробно раскрывается выдающие достоинства мыслителей  и просветителей Дагестана: Магомеда Ярагского, Магомеда-Эфенди Османова, Абдурахман Гаджи Согратлинского, Али-Гаджи Акушинского, Джамалутдин Казикумухского, Гасана-Эфенди Алкадарского, Али Каяева, Гасана Гузунова, Дамадан-Эфенди, Дауд-Эфенди из Усиша, Мурад-Бей Дагестанлы, Дамадан-Эфенди из селения Мегеба и других. Каждый из них выражал свои просветительские взгляды на благо достойного просвещения и воспитания народов Дагестана, что имеет исключительную значимость в современных условиях развития страны и республики. Думаю, современные ученые культурологи, историки, педагоги, психологи, да и все неравнодушные к воспитанию подрастающего поколения учителя и воспитатели, непременно восстановят и возьмут на вооружение педагогические идеи и взгляды дагестанских мыслителей и просветителей. Если мы не сделаем это сегодня, то завтра будет уже поздно. Как сказал один мудрец: «Если мы выстрелим в прошлое из пистолета, то будущее выстрелит в нас из пушки».

В настоящей статье мы остановимся  лишь на морально-этических взглядах выдающегося дагестанского ученого, мыслителя  Гасана-Эфенди Алкадари.

В своем творчестве Г. Алкадари предстает перед нами как ученый историк, философ, просветитель, учитель — наставник и педагог — практик.

Первое, что необходимо отметить — основой его педагогической деятельности было глубокое осознание того, что только просвещение и образование народных масс выведут народы Дагестана из глубины невежества. Нам кажется, что к Г. Алкадари был бы близок лозунг Бэкона «Знание – сила». «Необразованность лишает человека возможности жить хорошо, уродует его жизнь как морально, так и материально” — говорил Г. Алкадари. Он был убежден, что «государство должно заботиться об образовании и воспитании молодежи, щедро выделять средства на науку, в достатке обеспечивать педагогов, максимально заинтересовывать молодежь в научной деятельности».

Во-вторых, принципиально новым в методах преподавания Г. Алкадари было то, что ученикам позволялось самостоятельно выбирать те предметы для изучения, которые были им наиболее интересны. С учетом того, что преподавание основывалось на механическом заучивании тех знаний, которые им преподносились учителем, причем зачастую учеба велась на мало знакомом языке, необходимо было повысить заинтересованность учеников к изучаемым предметам.

В-третьих, с целью углубления знаний учащихся и расширения их кругозора, а также, осознавая, что теоретические знания часто остаются бесполезными без практики, Г. Алкадари не только ввел в программу своей школы новые предметы (ранее не преподававшиеся: историю, географию, математику, физику, философию), но и стал совмещать их с полезными знаниями в области ремесленных промыслов, садоводства, полеводства.

В-четвертых, будучи сам полиглотом, отлично владея помимо родного языка еще и арабским, азербайджанским, русским, он вел преподавание в своей школе и на тюркском языке, помимо традиционного арабского. Это было обусловлено тем, что Южный Дагестан в те годы был тесно связан экономически и культурно с Азербайджаном. Знание нового языка всегда повышает культуру любого человека, открывает перед ним новые горизонты. К сожалению Алкадари не ввел обучение русскому языку, но после ссылки он понимал, что приобщение к русской культуре, а через нее и к мировой культуре, дадут очень многое дагестанским народам: «Мусульмане должны устраивать свою жизнь в соответствии с запросами эпохи, которая требует изучать светские науки, приобщаться к передовой цивилизации и культуре».

В-пятых, т.к. обучение основано на изучении знаний, добытых огромным трудом ученых, живших в прошлом, Г. Алкадари не устает прославлять и почитать алимов прошлого и настоящего, как личности, беззаветно преданные науке, посвятившие жизни поиску знаний и неустанно несшие их всем, кто желал ими овладеть. Своим ученикам он прививал уважение и почитание перед личностями, обладающими справедливостью: «Единственное, что возвышает человека — это добрые дела, совершаемые им во имя народа»; распространяющими знания и хорошие нравы: «Тот, кто не заботиться о знаниях, об обучении детей, не является полноценным человеком»; обладающие высокими качествами, украшенными достоинствами и совершенствами: «Достоинство человека определяется не богатством, а умом и пользой, которую он приносит народу». Как отмечают все исследователи жизненного пути Г. Алкадари, он сам был отмечен в высшей степени всеми теми качества, которые так прославлял в других. И без сомнения для его учеников личность учителя была совершеннейшим образцом ученого, педагога и наставника.

Составной частью научно-педагогических взглядов Г. Алкадари являются морально-этические взгляды и идеи. Этическая мысль является частью духовной культуры и мировоззрения людей. В истории этической мысли каждого народа, кроме общего, имеется специфическое, обусловленное особенностями его социально-экономического, политического и культурного развития. Только выяснив это общее, особенное, можно установить вклад народов в нравственный прогресс человечества, его этическую культуру.

Этическая мысль, как и любая другая форма идеологии, на каждом новом этапе своего развития исходит из того идейного материала, который накоплен на предыдущих этапах. Этот идейный материал, как правило, выражается в различных источниках, которые способствуют созданию общей идеологической атмосферы, и служат исходной основой общественной, в том числе этической мысли.

В воззрениях Гасана Алкадари отразились не только интересы определенных социальных сил, но и его нравственные идеалы. Гасан-эфенди — один из немногих дагестанских мыслителей второй половины XIX века, который занимался этическими проблемами.

Этические взгляды Гасана Алкадари формировались, прежде всего, под воздействием сложившихся веками и бытующих среди горцев традиций, нравственных идеалов, этических норм поведения, их нравственного долга и обязанностей по отношению друг к другу, к родному краю и т.д.

В своих работах Гасан-Эфенди дает характеристику нравам, нормам поведения дагестанцев. Из высказываний автора можно сделать некоторые выводы о его нравственных идеалах, о его этических воззрениях: «Хотя характеры и нравы дагестанских племен, составившихся из многих разнообразных и взаимно противоположных классов и групп, различны, все-таки они характеризуются некоторыми хорошими качествами, такими как храбрость, самолюбие, щедрость и уважение к гостю».  Эти качества людей, по мнению мыслителя, не порицаемы, а должны быть всемерно поощряемы.

В поведении человека порицаемы такие качества, как безрассудство и трусость, расточительство и жадность.

Задумываясь над тяжелым положением своих соотечественников, мыслитель высказывает предположение, что грубость в поведении горцев зависит от того, что они, т.е. горцы ограничены миром своих гор, и дагестанский народ не знаком с нравами правящего класса и нации: «В общем, беда, всегда постигающая их, происходит от проживания в горах без общения с миром и от незнакомства с нравами правящего ими начальства, которое они редко видят, ибо, как сказал почтенный Физули «дружба всегда бывает ветвью общения».

Резкой критике подвергал Алкадари правителей и старейшин Дагестана, которые поощряли хищения, грабежи, убийства и не заботились о благополучии населения. По мнению Гасана-Эфенди, общественные деятели должны быть просвещенными, умными и высоконравственными людьми, а правитель — справедливым, мудрым, просвещенным и действующим в интересах всех своих подданных.

Таким образом, все эти вопросы имели большое общественное значение, и характер их решения представляет интерес для определения этических воззрений Гасана Алкадари. Этика Гасана-Эфенди исходит из его просветительской деятельности и направлена, главным образом, к освобождению горского населения от социального и духовного гнета.

В этических воззрениях Г. Алкадари важное место занимает анализ нравственности и традиций народов Дагестана и вопрос о характере горцев. Мыслитель с гордостью отмечает, что для горцев, еще с глубокой древности, характерны такие положительные черты характера как щедрость, храбрость, гостеприимство, уважение к старшим, трудолюбие, честность и т.д. Одной из важнейших обязанностей Гасан-Эфенди считал совершение полезных для людей поступков и дел. По этому поводу он цитирует стихи Аббас-Кули Бакиханова:

Не правоверен никто, если не совершает добрых дел,

И кяфир тот, кто не ищет правды.

С особой радостью он писал о тех, кто для общего пользования построил дороги, мосты, родник, водопровод, здания для школ, забор для кладбища и т.д.

К лучшим чертам характера людей Алкадари справедливо относил аккуратность, бережливость, умеренность, он осуждал пьянство, расточительность и тех, кто «будучи и не будучи богатым, оденется в дорогой костюм или возведет высокою постройку, другие, подражая ему и не учитывая своих доходов, увлекаются такими примерами».

К лучшим традициям горцев Г. Алкадари относит любовь к родным местам, к независимой и свободной жизни, мужество, храбрость. Сам Гасан-Эфенди горячо любил свою родину и свой народ. Долг каждого человека должны составлять, по мнению мыслителя, такие качества как достоинство и в дружбе, и в схватке с врагами, и в общении с людьми.

Хорошей традицией Алкадари также считал уважение к старшим. Мыслитель пишет: «Чествование же младшим старшего посредством снятия шапки, не есть свойство одних казикумухцев, а есть обычай, издревле сохранившийся в Дагестане в каждом округе, но у каждого народа есть свои выражения чествования».

Для Гасана Алкадари высшим счастьем было благо народа. По его мнению, все поступки человека должны оцениваться в зависимости от того, в какой мере они содействуют обеспечению блага людей. «Человека возвышают добрые дела, совершенные им во имя народа». «Все достижения человечества должны служить целям общественного прогресса, дружбе народов, интересам мира». Достижения человечества — значит добрые дела.

В поэме «Завещание сыновьям и внукам» Гасан-Эфенди излагает свои взгляды на требования к последующим поколениям. «Молодые поколения, — писал он, — обязаны с должным уважением относиться к памяти ушедших поколений».

Алкадари советует не стремиться к славе и высокому служебному положению. Он пишет, что если человек будет действовать по закону, он обидит половину людей, а если будет игнорировать законы, власти не простят его. Мыслитель внушает отвращение к подхалимам и пресмыкающимся перед сильными мира сего. «Чем поцеловать руку раболепствующих, — пишет он, — лучше отрубить руку свою». Гасан-эфенди призывает сторониться «людей лени», «льстецов», «людей непостоянных», «жадных и скупых».

Ценными моральными качествами человека он считает борьбу за правду, стремление к научным знаниям, совершение полезных народу, в первую очередь беднякам, дел. «Герой — не разбойник на дороге, — пишет он, — а тот, кто себя бережет от дурных поступков и держится пути правды». «Не гонись за богатством, гонись за наукой, наука любого врага сокрушает». Гасан Алкадари считает, что в новую эпоху любовь к народу заключается уже не столько в храбрости, сколько в борьбе за приобщение горцев к передовой технике и культуре.

В этических взглядах Гасана-Эфенди Алкадари отразились сложившиеся веками и передававшиеся из поколения в поколение нравственные идеалы и этические нормы горцев. Многие из них направлены против отсталых традиций и этических норм и поэтому имели положительное значение в жизни населения Дагестана.

Г. Алкадари был одним из тех, кто ратовал за культурный прогресс горцев. Он выдвинул целую программу развития культуры и быта горцев в статьях в азербайджанской демократической газете «Экинчи», и в письмах к редактору Зардаби. В них ставится вопрос об улучшении планировки деревни, реформе арабского алфавита, создании письменности, отвечающей фонетическим особенностям горских языков, об изучении и приобщении горцев к европейско-русской культуре, открытии светских и профессиональных школ.

Алкадари знал мусульманскую и европейско-русскую культуры, уважал их, подчеркивал, что судьба горцев связана с этими обеими культурами. Эти мысли остаются не менее злободневными и в наши дни. В своих произведениях Г. Алкадари учил стремиться не к богатству, а к овладению наукой. Светские науки приносят большую пользу и умственному и нравственному развитию человека, направляют его добродетели. Невежество – враг добродетели, а наука – их основа. Алкадари не советует стремиться к славе и высокому общественному положению, ибо «в этом меде содержится и яд».

Морально — этические воззрения Гасана-Эфенди Алкадари, как впрочем и многих  именитых дагестанских мыслителей и просветителей, отражают пути решения важнейших злободневных проблем жизни и деятельности горцев, что веками служили для оптимизации образовательной теории и практики  и ныне представляют собой неисчерпаемый источник для воспитания подрастающих поколений на моральных сокровищах этической мысли народов Дагестана.

Шайдабег Мирзоев, профессор ДГПУ

Зарифа Бабаева, канд.пед наук

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *