Дочь коменданта Ахтынской крепости Нина Рот, пересказывая в мемуарах свой разговор с Мирзой-Али Ахтынским, приводит слова ахтынского кадия о поэте по имени Саид. Это, по-видимому, был поэт известный нам как Саид Кочхюрский.
— Да, жизнь поэта трудна и опасна, — сказал он однажды. — У нас жил поэт Саид по соседству. За вольные стихи хан ему выколол глаза, а однажды, заманив меня к себе, бросил в холодный колодец за то, что я ему не писал хвалебных од, и спасся я чудом.
Есть распространенное, но скорее всего ошибочное мнение, что поэту Саиду из села Кочхюр выколол глаза Сурхай-хан II Кун-Бутта, однако у Мирзы-Али были хорошие отношения с последним независимым ханом Гази-Кумуха, чего не скажешь об отношениях Мирзы-Али с Аслан-ханом — племянником Сурхай-хана, ставшим при русских новым правителем Кюры и Гази-Кумуха. И именно Аслан-хан, считается, бросил в колодец шейха Мирзу-Али.
Кроме того, Саид Кочхюрский в своих стихах проклинает некоего Мурсал-хана, а не Сурхай-хана, упоминая свои ослепленные глаза. Но кто такой Мурсал-хан?
Среди правителей Гази-Кумуха не было правителя с именем Мурсал, однако в лезгинской (и не только) традиции это имя связано с именем Нуцал, как заменяющее его.
Так, например, в рукописи-хронике Южного Дагестана, хранившаяся в ахтынской семье Касумовых и написанная на рубеже XVIII-XIX веков упоминается захват Шемахи «Мурсал-ханом Аварским» в 1774 году. Здесь очевидно идет речь о Мухаммад-Нуцал-хане IV.
Теперь, когда мы разобрались, что Мурсал это Нуцал, возвращаемся к гази-кумухским ханам. Правителем по имени Нуцал был сын Аслан-хана, следующий после него правитель Гази-Кумуха. Но Нуцал-хан родился в 1810 году, а умер в 1836-м, с детства имевший слабое здоровье.
Что же до Саида Кочхюрского, то считается, что он умер в 1812 году. Но возможна ли быть ошибка не только в идентификации хана в поэзии Саида, но и годы его жизни?