Четверг , 25 апреля 2024
Строка новостей

Куруш — как поселение первых лезгин-мусульман? Версия «Ахты-наме»

Историкам известен такой исторический материал называемый как «Ахты-наме», являющийся письменным преданием об истории Ахты и Самурской долины в периоде VI-VIII веков. В XIX веке он сохранился в двух вариантах и были переведены на русский язык: список А (список Бакиханова) и список Б (список Десимона).

Прежде мы перейдем к упоминанию села Куруш в «Ахты-наме» сначала вкратце представим действующих лиц этой истории. Согласно Ахты-наме, в период предположительно VIII века, на склоне Шалбуздага поселился со своей семьей исламский проповедник-курайшит по имени-прозвищу Шах Ал-Бурзи (Борз\Бурз в переводе с персидского — гора, в данном случае — в честь высокогорной территории гор Шалбуздага-Шахдага-Базардюзю) , в честь которого в последствии и назвали гору Шалбуздаг.

В тот период ахтынский правитель по имени Дарвишаи, воевавший с хазарским наместником в Микрахе по имени Самсам и наладивший союзнические отношения с халифским полководцем в Дербенте, обратился к Шаху Ал-Бурзи за дипломатическими услугами, что говорит о том, что проповедник ал-Бурзи пользовался уважением в регионе. Ал-Бурзи смог склонить на сторону Дарвишаи часть микрахцев во главе с визирем хазарского наместника по имени Эмир-Каги, это обеспечило легкую победу союзным войскам Халифата и Ахты, а также Тарсы (предположительно село было возле старого Гапцаха) Рутула и цахурского Джиныха, которые откликнулись на просьбу Дарвишаи.

Так вот, в варианте «Ахты-наме» (список А), который перевел А. Бакиханов, есть описание становления села Куруш. Согласно преданию «Ахты-наме», после победы ахтынцев-мусульман и их союзников над хазарским правителем Микраха и принятием ислама местных жителей, Шах Ал-Бурзи и 30 семей-дворов Микраха вместе основали новое село, которое назвали Куруш в честь проповедника-курайшита.

Отметим, что хроника событий описываемая в «Ахты-наме» представляет во многом уникальные описания истории региона Самурской долины, но частично похожие с «Тарих Абу Муслим». По замечанию авторов книги «Дагестанские исторические сочинения» (под авторством Шихсаидова, Айтберова и Оразаева), несмотря на некоторую уникальность изложения событий в регионе, автор «Ахты-наме» в общих чертах описывает общую со средневековыми авторами историю войны Халифата и Хазарского Каганата, в ходе которой горские правители выбирали одну из сторон.

«Что же касается достоверности данных, сообщаемых ”Ахты-наме”, то в общих чертах они находят подтверждение в других письменных источниках, особенно арабских, IX-X вв. Текст анализируемого памятника дает в целом правильное описание военно-политической обстановки в Южном Дагестане, взаимоотношений хазар, арабов и местных правителей. Хазары, например, действительно имели сильное влияние на Южный Дагестан после того, как около 625 г. они отняли у Сасанидов Дербент. Арабы же лишь в начале VIII в. в ожесточенных боях побеждают хазар и устанавливают свое господство в районе Дербента», — отметили авторы книги «Дагестанские исторические сочинения».

От себя добавим, что даже если основание села Куруш (лезг. Къуруш) проповедником ал-Бурзи является лишь преданием, а не былью, остается примечательным, какой высокий статус истории становления села Куруш придавал автор «Ахты-наме», ведь получается, что первые жители Куруша это лезгины, принявшие ислам на заре исламизации Самурской долины.

Проверьте также

Мирза-Али Ахтынский о поэте Саиде Кочхюрском и загадка жизни поэта

Дочь коменданта Ахтынской крепости Нина Рот, пересказывая в мемуарах свой разговор с Мирзой-Али Ахтынским, приводит …